Названы продукты, экспорт которых из Украины растет больше всего

Отличительной чертой первого квартала 2019 г. стало увеличение объемов экспорта целого ряда сельхозпродукции.

Об этом сообщил заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики», член-корреспондент НААН Николай Пугачев, говорится в сообщении института.

Так, за январь–март этого года по сравнению с соответствующим периодом 2018 года в натуральных объемах заметно вырос экспорт зерна — до 14,0 млн т (+41%), мяса и субпродуктов — до 112 тыс. т (+31%), масла — до 1,8 млн т (+21%), остатков и отходов — до 1,9 млн т (+19%). Сохраняется тенденция увеличения поставок за рубеж мяса птицы — до 104 тыс. т (+39%), 

В целом же, отметил он, по данным Государственной службы статистики Украины, экспорт агропродовольственной продукции в январе–марте 2019 года составил $5,4 млрд, что на $1,0 млрд (+22,5%) превысило соответствующий показатель I квартала 2018 года. При этом в общей структуре отечественного экспорта доля сельскохозяйственной продукции составила около 44%.

Основными рынками сбыта для отечественных экспортеров являются два региона — страны Азии и Европейского Союза.

Позицию основного импортера отечественной агропродукции уже несколько лет подряд удерживают азиатские страны. За январь–март 2019 г. они закупили украинского продовольствия на $2,2 млрд, отметил эксперт. Доля Азии за этот период составила 41% от общего экспорта аграрной продукции. Более трети отечественного экспорта сельхозпродукции — 35% — приходится на страны Европейского Союза. За I квартал этого года они закупили украинского продовольствия почти на $1,9 млрд. Сравнительно меньшим оказался экспорт на африканский континент ($827 млн) и в страны СНГ ($340 млн). Названные географические регионы аккумулируют более 97% стоимости продаж за границу украинской аграрной продукции.

По результатам I квартала 2019 г. рейтинг стран — импортеров отечественной агропродукции традиционно возглавила Индия, которая закупила украинского продовольствия на $532 млн. На втором месте — Египет, закупивший в Украине сельхозпродукции на $464 млн. Значительную выручку украинские экспортеры получили также из Китая ($405 млн), Турции ($397 млн), Нидерландов ($379 млн), Испании ($342 млн), Италии ($215 млн), Польши ($178 млн), Беларуси ($158 млн) и Германии ($157 млн). Эти ТОП-10 стран закупили в Украине почти 60% всей экспортируемой сельскохозяйственной продукции.

Определяющими позициями в товарной структуре отечественного агропродовольственного экспорта остаются зерновые культуры ($2,444 млрд), растительное масло ($1,199 млрд), остатки и отходы пищевой промышленности ($419 млн), семечки масличных ($363 млн) и мясопродукты ($172 млн).

Наибольшие доли в общей стоимости закупок украинского зерна у Египта (15,7%), Китая (9,9%), Испании (9,8%), Нидерландов (8,5%) и Турции (7,0%). Вместе с Италией (4,8%), Тунисом (3,9%), Израилем (3,6%), Германией и Ирландией (по 3,2%) эти страны обеспечили отечественным экспортерам около 70% денежных объемов украинского экспорта этой группы продукции.

Семечки масличных и плоды пользовались наибольшим спросом у Турции (30,3%), Египта (10,5%), Германии (10,4%), Беларуси (9,8%), Португалии (6,3%), Польши (5,3%) и Греции (4,7%). На эти страны приходится более ¾ стоимости отечественного экспорта масличных культур.

Среди жиров и масел главным экспортным товаром Украины выступает подсолнечное масло. Доминирующим покупателем жиров и масел украинского производства традиционно выступает Индия с долей 42,2%. Остальные основные страны-импортеры — Китай (9,4%), Нидерланды (8,4%), Испания (5,9%), Италия (5,8%) и Ирак (5,2%) — заметно отстают от нее. По результатам I квартала 2019 года общая доля этих стран составила 77% в общей стоимости экспорта товаров данной группы.

Основными рынками сбыта для украинского мяса являются Саудовская Аравия (23,3%), Нидерланды (14,2%), Словакия (8,2%), Азербайджан (5,0%), Беларусь (4,9%) и Германия (4,5%). Совокупно они закупили 60% отечественной мясопродукции. Несмотря на увеличение экспорта мяса птицы, средняя цена его реализации несколько снизилась — до 1418 $/т (-5%).

Остатков и отходов в I квартале 2019 года больше всего закупали Турция (17,2%), Беларусь (12,0%), Польша (10,4%), Китай (8,7%), Нидерланды (8,0%), Франция (6,1%), Марокко (5,2%) и Саудовская Аравия (5,0%). Эти страны аккумулировали около 73% стоимости украинского экспорта продукции данной группы, подытожил Николай Пугачев.